АНО "Независимая экспертиза" Исследовательский центр

За неэффективное расходование бюджетных средств предложено отдавать под суд

phpkhdGlx

\

«На данный момент за нерациональную трату бюджетных средств законодателем не предусмотрена ни административная, ни уголовная ответственность, поскольку критериев оценки эффективности использования бюджетных средств не существует, что не позволяет определить степень неэффективности». Такой грустный вывод был сделан 13 ноября в Совете Федерации РФ на парламентских слушаниях, посвященных вопросам нецелевого использования средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья.

Среди участников мероприятия находились те самые законодатели, которые пока что не предусмотрели ответственности за «нерациональные» траты, а также аудиторы Счетной палаты РФ, выявляющие факты таких расходов, и еще представители Фонда ЖКХ, через который осуществляется основная финансовая подпитка региональных адресных программ ремонта и переселения.

Как свидетельствуют документы, с 2008-го по 2012 год на благое дело из всех источников финансирования было направлено свыше 455 млрд. рублей. Из них почти 300 млрд. пошло на проведение капремонта 134 500 многоквартирных домов – выполнено 99,6% от запланированного объема ремонтов. Хуже выглядят показатели, связанные с программами переселения людей из аварийного жилфонда. Всего на эти цели в 2008-2012 годы перечислялось 159 млрд. рублей. Итог: расселены 12 376 аварийных домов, или 73,6% от плана. Жилищные условия улучшили 209 807 человек, или 74,9% от запланированного. То есть, четверть нуждающихся граждан осталась в буквальном смысле у разбитого корыта.

Проверка эффективности расходования бюджетных средств, проведенная в 15 субъектах РФ и 42 муниципальных образованиях, установила, что ежегодно в регионах не осваиваются огромные суммы, выделяемые Фондом ЖКХ на капитальный ремонт и ликвидацию аварийного жилфонда. Так, по состоянию на 1 января 2013 года объем неиспользованных средств на бюджетных счетах составлял около 10 млрд. рублей, из которых 1,4 млрд. рублей находились там от года до 1,5 лет.

Миллиардные остатки по программам 2008-2012 годов были также выявлены и на счетах управляющих компаний (УК), что привело экспертов еще к одному неутешительному выводу: «На законодательном уровне не урегулирован порядок использования или возврата управляющими компаниями средств, оставшихся от реализации программных мероприятий». И далее: «Контроль за использованием УК остатков средств не осуществляется, что создает риски их утраты или незаконного обогащения последних».

При этом в выступлениях докладчиков почти не фигурировали конкретные примеры нерационального освоения финансовых ресурсов, что, видимо, говорит о массовом характере явления.

В ряду причин, способствующих этому, эксперты называют некачественную разработку региональных адресных программ, ошибки, допущенные при планировании и финансовой оценке предполагаемых мероприятий, слабость либо отсутствие контроля за финансово-экономической деятельностью коммерческих организаций, проводящих капремонт, ну и, конечно, безнаказанность должностных лиц.

По итогам парламентских слушаний был принят пакет рекомендаций, нацеленных на решение выявленных проблем. В частности, парламенту и правительству РФ предлагается рассмотреть вопрос о необходимости внесения в федеральное законодательство изменений, предусматривающих «установление административной и уголовной ответственности должностных лиц за неэффективное расходование бюджетных средств». Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано «разработать комплекс мер по своевременному освоению финансовых средств, поступивших на счета бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Сергей Акулич

\

Comments are closed.