АНО "Независимая экспертиза" Исследовательский центр

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №4

27 апреля 2015 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №4 за 2015 г. В документе представлена информация о расходовании бюджетных средств, выделенных на: реконструкцию федеральной автомобильной дороги М-60 на Дальнем Востоке; создание туристско-рекреационного кластера «Золотое кольцо»; обеспечение работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в Кемеровской и Челябинской областях. Кроме того, в Бюллетене опубликованы результаты анализа деятельности федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и проверки организации таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Российской Федерации оборудования для сельского хозяйства, строительной и дорожной техники, а также товаров, ввозимых с территории Китайской Народной Республики

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам проведенных контрольных мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/839/

Деятельность Дирекции по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-60 «Уссури» осуществлялась неэффективно

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реконструкцию федеральной автомобильной дороги М-60 на Дальнем Востоке».

В отчете отмечается, что в проверяемом периоде (2012-2013 гг. и истекший период 2014 г.) деятельность Дирекции по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-60 «Уссури» осуществлялась неэффективно. В 2014 г. из запланированных к вводу 57,8 км, не будет обеспечен ввод 21 км.

Проверка показала, что из 21 государственного контракта, действующего в проверяемом периоде, по 19 госконтрактам на общую сумму более 20,5 млрд. рублей, Дирекцией нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ. Например, Дирекция производила оплату представленных подрядчиками актов выполненных работ не путем зачета стоимости ранее выданных авансов, а за счет текущего финансирования. В результате неотработанные авансы подрядчиками на 1 сентября 2014 г. составили 2,1 млрд. рублей, или 64,5% от кассовых расходов 2014 г.

Кроме того, в отчете отмечается, что в октябре 2014 г. Дирекцией были расторгнуты 2 госконтракта на строительство и реконструкцию автодороги. При этом задолженность подрядчика на 1 сентября 2014 г. по указанным контрактам составляет 144 млн. рублей.

Тарифные преференции, предоставленные китайским товарам, выросли в 2013 г. на 22%

В отчете аудитора Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка полноты уплаты таможенных платежей, соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, организации таможенного контроля в отношении товаров, происходящих с территории Китайской Народной Республики, в целях обеспечения доходов федерального бюджета в 2013 году и истекшем периоде 2014 года».

В отчете отмечается, что за 2013 г. было оформлено 4,8 млн. наименований китайских товаров общей стоимостью $54,8 млрд. За 9 месяцев 2014 г. – 3,4 млн. наименований товаров стоимостью $39,3 млрд. Таможенные платежи за данные товары в 2013 г. составили 439,7 млрд. руб., а за январь-сентябрь 2014 г. – 328 млрд. руб. В 2013 г. значительно вырос уровень тарифных преференций, предоставленных в отношении товаров, ввозимых из Китая. Он увеличился более чем на 22% и составил 1,5 млрд. руб., за январь-август 2014 г. – 1,1 млрд. руб.

В деятельности таможенных органов выявлены системные проблемы, позволившие ряду предпринимателей избежать мер по минимизации рисков, в том числе — досмотров товаров.

Проверка показала, что действующая система управления рисками не в полной мере выявляет сделки с использованием фирм-«однодневок». В частности, это сказывается на соблюдении валютного законодательства. Так, все организации в регионе деятельности Сибирского таможенного управления, не исполнившие обязательства по возврату в Россию денежных средств в иностранной валюте, имели признаки фирм-«однодневок». В 2013 г. по результатам валютного контроля ФТС России, выявлено, что по договорам с нерезидентами КНР не поступило оплаченных товаров на сумму 5 млрд. руб., а в январе-сентябре 2014 г. на 23,7 млрд. руб.

В отчете отмечается, что российские пункты пропуска развиваются недостаточно и не соответствуют современным требованиям таможенного оформления и контроля. Так, износ оборудования на таможенных постах в Забайкальске составляет от 70% до 95% и выше, что приводит к частым поломкам и снижает качество таможенного контроля, увеличивает время оформления товаров.

В 2013-2014 гг. инвестор кластера «Золотое кольцо» выполнил обязательства по финансированию строительства объектов всего лишь на 3%

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка правомерности, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на создание и развитие туристско-рекреационного кластера «Золотое кольцо» в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» в Ярославской области».

В отчете отмечается, что за период 2013-2014 гг. инвестором кластера «Золотое кольцо» обязательства по финансированию объектов были выполнены всего лишь на 3% от предусмотренных соглашением средств. Из 13 объектов, которые должны были быть завершены до 2014 г., работы велись только на 6, при этом их строительство на момент проверки не завершено.

Проверка показала, что земельные участки, используемые под возведение объектов туристической инфраструктуры кластера «Золотое кольцо», расположены в зоне особо охраняемой природной территории. При этом в нарушение закона «Об особо охраняемых природных территориях» с Минприроды строительство объектов кластера согласовано не было. Несмотря на это Ростуризм предоставил субсидии Ярославской области.

В ходе проверки были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств. Так, на строительство автодороги и газопровода для кластера «Золотое кольцо», со сроком окончания работ в 2013 г, было выделено более 361 млн. рублей, из которых почти 305 млн. рублей – средства федерального бюджета. При этом на момент проверки были возведены не все объекты, а построенные — в эксплуатацию не введены.

Росгидромет не выполняет свои полномочия по контролю за подведомственными учреждениями

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования федерального имущества и расходования средств федерального бюджета и средств от приносящей доход деятельности на организацию и обеспечение работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в 2012-2013 годах и истекшем периоде 2014 года».

В отчете отмечается низкое качество исполнения Росгидрометом своих полномочий по контролю за деятельностью подведомственных учреждений, в деятельности которых были выявлены нарушения на общую сумму порядка 280 млн. руб.

При этом наиболее остро стоит проблема реализации Росгидрометом мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы. Объектами проверки в 2012-2013 гг. не завершено строительство и ввод в эксплуатацию 10 из 11 объектов на общую сумму порядка 218,5 млн. руб.

Кроме того, Росгидрометом не соблюдались сроки перечисления субсидий подведомственным учреждениям, в результате чего образовывались остатки субсидий на конец года

Проверка показала, что Северо-Кавказское управление Росгидромета, Гидрохимический и Дальневосточный научно-исследовательские институты управляли государственным имуществом неэффективно. Не зарегистрировано право федеральной собственности на 160 объектов и не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 163 объекта недвижимости, не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 114 земельных участков. Кроме того, установлены факты сдачи институтами свободных площадей в аренду без оформления договоров, что свидетельствуют о возможной коррупции в этих структурах.

Счетная палата проверила использование средств, направленных на ликвидацию последствий ЧС в Кемеровской и Челябинской областях

В отчете аудитора Максима Рохмистрова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, выделенных в 2012-2013 годах и прошедшем периоде 2014 года на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Кемеровской и Челябинской областях».

В отчете отмечается, что отсутствие нормативно установленного порядка оценки недостаточности бюджетных ассигнований в бюджетах субъектов Российской Федерации с указанием четких критериев и количественно измеряемых показателей позволяет регионам обращаться в Правительство с просьбой о выделении средств федерального бюджета при наличии собственных резервных средств. Например, нераспределенный остаток средств резервного фонда Челябинской области составил почти 600 млн. руб., что превышает объем средств федерального бюджета, выделенных региону на ликвидацию последствий падения метеорита и восстановление поврежденных дорог и мостов — 567,7 млн. рублей. Аналогичная ситуация сложилась и в Кемеровской области, где неиспользованные бюджетные ассигнования резервного фонда превышали заявленную потребность в федеральных средствах почти в 2 раза.

Проверка показала, что при подготовке решений Правительства Российской Федерации о выделении из Резервного фонда бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций не выполняются требования законодательства по обязательному определению случаев оказания гражданам единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым она будет оказана.

Кроме того, что установленные сроки подготовки и рассмотрения документов, обосновывающих выделение средств федерального бюджета из Резервного фонда, не соблюдались как органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и МЧС России и Минфином России. Нарушение сроков перечисления средств по принятым распоряжениям Правительства Российской Федерации составило от 22 до 81 дня.

В результате длительные сроки подготовки и согласования проектов распоряжений Правительства, а также недостаточный уровень контроля со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, приводили к расходованию средств Резервного фонда с нарушением бюджетного законодательства.

Разница ставок ввозных таможенных пошлин в отношении различных товаров приводит к созданию схем ухода от уплаты таможенных платежей

В отчете аудитора Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка полноты уплаты таможенных платежей, организации таможенного контроля, соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования в целях обеспечения доходов федерального бюджета при перемещении через таможенную границу Российской Федерации (Таможенного союза) машин, механизмов и оборудования для сельского хозяйства, строительной и дорожной техники и частей к ним в 2012-2013 годах и истекшем периоде 2014 года (при необходимости в более ранний период)».

В отчете отмечается, что в 2012 г. на территорию Российской Федерации было ввезено машин, механизмов и оборудования для сельского хозяйства, строительной и дорожной техники и частей к ним стоимостью $15,2 млрд., в 2013 г. – $13,2 млрд., за 9 месяцев 2014 г. – $ 8,3 млрд. рублей. Сумма таможенных платежей, уплаченных в доходную часть федерального бюджета, составила в 2012 г. 103,8 млрд. рублей, в 2013 г. – 90,4 млрд. рублей, за 9 месяцев 2014 г. – 63, 8 млрд. рублей.

В ходе проверки был выявлен ряд проблем, влияющих на эффективность проводимого таможенного контроля. В частности, сохраняются проблемы, связанные с применением системы управления рисками. Например, выявлены значительные различия в стоимости, заявленной при декларировании автопогрузчиков и сельхозтехники, и стоимости, приведенной в нейтральных источниках ценовой информации (справочниках цен), что свидетельствуют о возможных нарушениях таможенного законодательства в части заявления недостоверных сведений, влияющих на сумму причитающихся к уплате таможенных платежей.

Еще одна проблема связана с разницей в стоимости и уровне ставок таможенных пошлин в отношении разных товаров и их частей, которая зачастую приводит к созданию схем ухода от уплаты таможенных платежей. Например, ставка ввозных таможенных пошлин на тягачи возрастом от 5 до 7 лет составляет 12%, а его отдельных частей (шасси-рама, коробка передач, тормозная система, двигатель) – 5%. Такая разница обуславливает создание схем, связанных с ввозом частей бывших в употреблении транспортных средств с дальнейшей сборкой на территории Российской Федерации.

Существующий процесс ценообразования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на 20-45%

В отчете аудиторов Сергея Агапцова и Юрия Росляка представлены результаты контрольного мероприятия «Анализ деятельности федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы», федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и иных организаций, осуществляющих ценообразование, сметное нормирование и оценку сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

В отчете отмечается, что существующий процесс ценообразования и сметного нормирования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на капитальное строительство и характеризуется наличием коррупционных рисков.

Утвержденная еще Госстроем России в 2012 году без каких-либо законодательных оснований классификация сметных нормативов предусматривает возможность использования индивидуальных нормативов для отдельных объектов (индивидуальные нормативы) или даже целых отраслей (отраслевые нормативы). Такая процедура обеспечивает избирательный подход и приводит к увеличению сметной стоимости строительства отдельных объектов на 20-45%.

При этом Минстрой России не проводит системную и плановую работу в части разработки сметных нормативов на востребованные новые технологии и материалы. Реализация государственной функции разрабатываемых сметных нормативов была передана Минстроем подведомственному ему Федеральному центру ценообразования в строительстве (ФЦЦС). При этом фактически большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой.

Как показала проверка, данные организации оказывают на федеральном и региональном уровнях весь спектр услуг по ценообразованию и сметному нормированию, а также обучению, аттестации кадров, издательской деятельности, разработке и распространению специализированных программных продуктов, зачастую выступая от лица самого ФЦЦС.

Comments are closed.